Вот уже несколько десятилетий развитие рынков смазочных материалов для пассажирского и коммерческого транспорта направлено в сторону постепенного ужесточения требований. Осуществляют данный процесс основные международные организации: API, SAE (J300), ILSAC. Все спецификации можно назвать устоявшимися и вновь появляющиеся стандарты и изменения, происходящие в них, довольно предсказуемы.
Однако осенью 2012 года в прессе стали появляться известия о новых веяниях и появлении в стандарте SAE J300 принципиально новой классификации вязкости SAE 16. Согласно этому стандарту, на рыке появится новый вид маловязких масел с необычайно низким значением вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS), призванных бороться за экономию топлива.
Многие из вас, возможно, задумаются, почему в названии классификации присутствует столь непривычная цифра «16». Логичнее было бы назвать новую спецификацию SAE 15. Ответ, как всё гениальное, прост: цифра 16 выбрана, во избежание путаницы масел данной вязкости и SAE 15W-X. Появление необычной спецификации не могло не затронуть смежные классификации моторных масел. Первым об изменениях заявила организация ILSAC. Ожидаемый в 2016 году стандарт ILSAC GF-6 будет отличаться наличием двух версий:
- GF-6A, стандарт, заменяющий все предыдущие стандарты (GF-1, 2, 3, 4, 5). Значение показателя HTHS в данном стандарте будет не менее 2,6 мПа/сек.
- GF-6B, стандарт, отличный от всех предыдущих, показатель HTHS в данном стандарте будет менее 2,6 мПа/сек.
Такое низкое значение несёт в себе потенциальную угрозу серьёзных проблем при эксплуатации такого масла в старых двигателях.
Обе версии нового стандарта GF-6 будут доступны для масел с вязкостями 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. GF-6B — смогут получить масла со значением вязкости SAE 16.
Американский институт нефти API в 2016 году (ориентировочно — в июле) также выпустит новую спецификацию для моторных масел, предназначенных для коммерческой техники. Рабочее название – PC-11. Масла, соответствующие уровню качества новой категории, будут отличаться улучшенной топливной экономичностью, совместимостью с биотопливом и устройствами по очистке выхлопа нового поколения. Улучшенные антиокислительные свойства, стабильность к сдвиговым нагрузкам, противостояние задиру и износу будут проверяться посредством новых/усовершенствованных тестов:
- Caterpillar C-13 Aeration test;
- Mack T-13 ring, liner and bearing wear test;
- «Adhesive Wear» test.
Категория PC-11 так же, как и новая спецификация ILSAC, будет раздвоена на две версии: PC-11 «legacy» и PC-11 «new». Первая будет совместима с предыдущими категориями (CJ-4, CI-4 и т.д.), вторая – в силу низких значений показателя HTHS — будет обособлена и предназначена для новейших двигателей, предполагающих применение маловязких масел.